8 800 555 44 33
Вам ответят c 8:00 до 22:00, без выходных
Звонок по России бесплатный
Мы определили ваш регион:

Перейти на сайт для ?

Перейти
зачем переходить?
Заказать звонок Заказать расчет

Свод правил по окраске закладных деталей в бетоне


В тех местах, где в бетонных конструкциях наблюдается не совсем плотный контакт материала с арматурой, могут происходить коррозионные процессы. Со временем в этих участках наблюдается напряжение в бетоне, а затем его активное разрушение, сколы. Для предотвращения этих процессов рекомендуют провести окрашивание закладных элементов, что позволит снизить агрессивность внешней среды. Выполняется такая защита строительных конструкций из бетона и железобетона от коррозии, руководствуясь СП 28.13330.2017, СП 63.13330.2018 и др., где прописаны все нормы и требования.

Область применения и особенности

Указанные своды правил распространяется на организацию антикоррозионной защиты строительных конструкций, как новых, так и реконструированных сооружений и зданий. Они могут быть созданы из железобетона, бетона, стали, алюминия, дерева, камня. При этом есть определенные технические требования к защите объектов, на которых воздействуют агрессивные среды, имеющие температуры от -70 до +50 градусов.

Во время проектирования всех работ важны исходящие данные:

·       состояние конструкции по ГОСТ 31937;

·       определение причин повреждения.

После этого выбираются первичные или вторичные способы защиты в зависимости от того, проводятся мероприятия на этапе проектирования и изготовления конструкции или являются дополнительными, если первичные меры оказались недостаточными.

В последнем случае защита проводится:

·       лакокрасочными материалами и мастичным покрытиями;

·       листами или пленкой (оклейка изоляцией);

·       обмазочными средствами, а также штукатурными и футеровочными;

·       облицовкой;

·       уплотняющей пропиткой;

·       составами с проникающим действием и гидрофобизирующими компонентами;

·       покрытие поверхности средствами биоцидами, антисептиками и т. п.

Для укрепления и усиления конструкций в ходе их обустройства или же после могут внедряться закладные детали. Они представляют собой металлические стержни, анкеры и т. д.

Выделяют несколько видов таких деталей:

·       открытые и закрытые (распределение в конструкции);

·       сварные и штамповые (создают за счет сварочных швов);

·       параллельные, наклонные, смешанные, перпендикулярные (расположение стержня на закладном элементе);

·       с резьбовым соединением или без (выбор анкера по строению);

·       прямые и изогнутые;

·       обычные, периодические (по профилю стержня).

Такие детали могут быть в виде стальных пластин, анкерных стержней или болтов.

Как уже говорилось выше, использование закладных элементов происходит во время монтажа построек и конструкций – в ходе заливки раствора, установки поверхности.

Виды и способы защиты

Места сопряжения конструкций из железобетона защищают обмоноличиванием, а также специальными покрытиями.

На закладные детали наносят лакокрасочный материал (если помещение сухое и нет агрессивной среды) или же покрывают цинковым или алюминиевым слоем.

Полимерная краска эффективно закроет доступ среды к поверхностям металла. Со временем покраска может разрушаться, а поэтому ее нужно будет обновлять.

Принцип использования цинкового и алюминиевого покрытия сводится к тому, что при появлении на их поверхности пор оно становится анодом, а сталь закладной детали — катодом. В результате многих процессов (электрохимических), покрытие растворяется, а частицы коррозии заполняют поры металла, тем самым защищая его.

Как же делают цинковое покрытие? Процедура сводится к следующим этапам:

·       металлизация;

·       горячее цинкование;

·       гальванизация.

Часто используют комбинированный метод, когда поверх металлического наносят несколько слоев лакокрасочного материала. Это помогает существенно повысить сопротивляемость к агрессивным средам и продлевает сроки эксплуатации.


При строительстве или реконструкции проводят следующие мероприятия:

·       используют материалы с высокими антикоррозионными свойствами;

·       уплотняют и изолируют поверхности;

·       уменьшают влажность бетона, а также грунтов, чтобы не было капиллярного подсоса, конденсата и т. п.;

·       наносят биостойкую отделку;

·       покрывают биоцидными растворами;

·       исключают возможности появления трещин.

Важна морозостойкость бетона, так как от температурных перепадов, часто образуются трещины. Добиться повышения сопротивляемости можно за счет защитных средств в виде утепления, гидроизоляции и т. д.

Особенности подготовки и окраски

Конструкции из бетона и железобетона, имеющие с закладные детали, перед началом процесса нанесения защитного слоя должна быть тщательно подготовлена. При этом металлические элементы «зачищаются» следующим образом:

·       удаляются продукты коррозии, пыль, старая краска, жировые загрязнения, кислоты и щелочи, а также масло, которое скапливается в результате прокатки и эксплуатации;

·       создание нужной шероховатости для лучшего сцепления (не должно быть заусениц, острых кромок, наплывов, раковин, трещин);

·       обеспыливание и обезжиривание.

Шероховатость придается за счет пескоструйной обработки и спецоборудования. Можно использовать металлические щетки, скребки, а затем снять лишнюю пыль строительным пылесосом.

Если имеются раковины в бетоне (впадины и поры), тогда их нужно устранять. Для этого часто используют инъектирование — восстанавливая целостность за счет закачки под давлением микроцементов или вязких смол.

Далее можно наносить грунтовку, а затем проводить окраску. Если между этапами очистки и покраски слишком большой промежуток времени, то для сохранения качества и целостности поверхности рекомендуют нанести временное покрытие.


То есть, окраска бетона или металлических элементов выглядит следующим образом:

·       бетонная поверхность должна быть тщательно очищена и подготовлена;

·       наносится грунтовка (если это необходимо);

·       после ее просыхания используется шпаклевочный материал;

·       все это закрывается специальным покрывным слоем;

·       проводится сушка и термическая обработка поверхности.

Если при использовании красок применяют и армирующие материалы, то они должны приклеиваться к бетону с помощью цепкого клея. А уже сверху наносят лакокрасочный материал.

Защита протекторным грунтом

Это вещество из перхлорвинилового лака или эпоксидной смолы содержит в себе определенный процент цинковой пыли, растворитель. В зимний период все поверхности должны тщательно просушиться с помощью грелки.

Если температура воздуха ниже 100С, тогда есть смысл добавить быстроиспаряющийся растворитель.

Грунт наносят на бетон или другую поверхность не позднее чем через два часа после проведенных подготовительных работ. Делать это нужно специальной щеткой и плавными движениями. Достаточно, чтобы толщина слоя была 0,15-0,3 мм. После этого нужно дать ему хорошо просохнуть, а затем повторить такое же нанесение еще несколько раз.

Специфика металлизации: особенности и требования

Такой способ предусматривает нанесение на необходимые детали слоя цинка (толщина 0,1–0,15 мм). Используется передвижная установка УПАГ-1, которая покрывает металлическими и неметаллическими материалами.

Сразу после нанесения покрытия включается горелка, и поверхность сварочного шва разогревается до температуры 320-350*С. После этого открывается порошковый вентиль и проводится напыление.


Необходимо сделать два или же три таких прохода для получения хорошей защиты и толщины слоя, чтобы коррозия не смогла поразить поверхности во время эксплуатации. Частицы словно впечатываются в металл.

Особое внимание рекомендуют уделить участкам, где есть незначительные зазоры, углы, соединительные узлы.

Для получаемого таким методом слоя характерным является мелкозернистость его структуры, матовость, а также отсутствие областей со вспучиванием, трещинами или другими дефектами. Сопло во время работы нужно держать под углом 75–900.

Существует металлизация напылением расплава цинковой или алюминиевой проволоки. Для работы нужен комплект КДМ-2 для ручного аппарата ЭМ-14М.

Особенность работы электрометаллизатора: между двумя сматываемыми катушками возникает дуга, под действием которой металл начинает плавиться, а воздух выдувает его мелкими каплями на сварочный шов. Наплавление зависит от скорости подачи проволоки, а также ее качества. Учитывается также давление воздуха, устойчивость самой дуги.

Чтобы добиться хорошего сцепления, поверхность делают более шероховатой. Промежуток между процессом металлизации и подготовкой не должен превышать трех максимум четырех часов.

При условии правильного проведения окрашивания бетона, а также закладочных элементов, вопрос коррозии разрушения материала может не возникнуть долгое время. Это позволит продлить срок службы конструкции в разы.

Приобрести необходимые строительные материалы, которые могут понадобиться во время проведения подобных антикоррозионных мероприятий можно в интернет-магазине MosKeram.

Возврат к списку